Последний передел
БИЗНЕС №47 (1086) от 25.11.2013 Шевченко Наталья
Украинские металлурги готовы развивать свое производство металлоконструкций и поглощать чужое
Похоже, украинские металлурги решили уделять больше внимания внутреннему рынку. И хотя в общем объеме их сбыта доля поставок металла по Украине остается стабильно низкой (18-20%), на будущий год они строят грандиозные планы сотрудничества с производителями конечной металлопродукции, ориентированными на внутренний спрос.
Дело в том, что конкурировать на мировом рынке отечественные металлурги могут только путем снижения цен. Но большинство из них, судя по финансовым показателям, давно уже исчерпали этот ресурс.
По данным Ассоциации “Металлургпром” (г.Днепропетровск; с 1995 г.; координация деятельности предприятий ГМК; объединяет 40 предприятий, организаций и институтов), за январь — сентябрь 2013 г. доналоговый убыток метпредприятий страны достиг 8,8 млрд грн. (за аналогичный период 2012 г. — около 11 млрд грн.). Рентабельность реализованной продукции за девять месяцев текущего года снизилась до –8,3% против –7,9% годом ранее.
Аналитики утверждают, что в ближайшей перспективе отечественные сталевары не смогут достичь точки безубыточности, поскольку мировой рынок будет демонстрировать низкий уровень спроса и цен на их продукцию, тогда как руда и лом только подорожают.
Продвижение
В одном из предыдущих номеров, БИЗНЕС писал (см. на www.business.ua №35 от 02.09.13 г., стр.54-56), что ПАО “АрселорМиттал Кривой Рог” (“АМКР”, собственник Лакшми Миттал) начало развивать собственную сбытовую структуру, открыв в Одессе первую свою металлобазу. Вскоре начала работать и вторая — в Киеве, а к концу года должны открыться еще три.
Как сообщила Анастасия Татарульева, директор по продажам в Украине и странах СНГ “АМКР” (г.Кривой Рог, Днепропетровская обл.; производитель металлопродукции; с 1934 г.; около 33 тыс.чел.), в интервью корпоративной газете “Металлург” (№38 от 04.10.13 г.), ассортимент украинских баз может быть расширен за счет металлопродукции других производственных сегментов корпорации ArcelorMittal, поскольку клиенты отдают предпочтение складам с максимально полным ассортиментом. К тому же комбинат намерен продолжать сотрудничество с независимыми дистрибуторами.
Но пока одни металлурги только приступают к построению розничных сетей, другие создают полноценную отраслевую ассоциацию. Так, крупнейшая горно-металлургическая компания страны “Метинвест” (основной акционер Ринат Ахметов), которая еще в прошлом году инициировала создание Ассоциации “Украинский центр стального строительства” (“УЦСС”; см. на www.business.ua БИЗНЕС №42 от 15.10.12 г., стр.78, 79), в этом году начала закладывать основы производственной кооперации.
Цель — консолидация усилий участников рынка (металлургов, производителей металлоконструкций, монтажников, проектировщиков, отраслевых институтов, компаний, предлагающих решения по огнезащите, и др.) для создания конкурентоспособной отрасли металлостроения, что позволит увеличить объемы использования стальных конструкций в строительстве и внутреннего потребления стального проката.
“Эта ассоциация сможет, с одной стороны, лучше и полнее донести до потенциальных заказчиков преимущества металлоконструкций, а с другой — системно заниматься важными проблемами отрасли, — считает Владимир Носов, генеральный директор ЧАО “Укрстальконструкция” (г.Киев; проектирование, изготовление и монтаж металлоконструкций; с 1973 г.; 3,5 тыс.чел.). — Мировой опыт показывает, что подобные организации, если они правильно выстроены и обладают необходимыми ресурсами, могут быть весьма эффективными”.
К примеру, работа подобной ассоциации в Великобритании способствовала увеличению доли стального строительства в нежилом секторе с 35% до 70% в 1980-2000 гг. В “УЦСС” уверены, что ее участники совместными усилиями смогут создать за 10 лет дополнительный рынок сбыта для 1 млн т несущих и ограждающих конструкций (увеличив долю стальных конструкций в нежилом строительстве с 25% до 60%).
Рынок
Собственно, внутреннему рынку металлопроката давно требуется оперативное вмешательство для стимуляции его развития. Ведь в Украине и до кризиса уровень потребления стали на душу населения был ниже (в 2008 г. — 170 кг в год), чем у соседей (Польша — 320 кг, Турция — 300 кг, Россия — 290 кг, Белоруссия — 270 кг в год).
А продолжающаяся в посткризисные годы стагнация рынка не позволяет выйти даже на докризисные показатели внутреннего потребления (см. на www.business.ua БИЗНЕС №35 от 02.09.13 г., стр.54-56).
Так, выступая на II Национальной конференции участников рынка стального строительства, которая прошла в Киеве 6-7 ноября, Дмитрий Липпа, генеральный директор ООО “Метинвест-СМЦ” (г.Киев; сбыт металлопроката; с 2003 г.; более 500 чел.), спрогнозировал: “Потребление металлопроката промышленными предприятиями в Украине по итогам текущего года снизится на 3% — до 6,3 млн т. При этом сбыт металлопроката розничным потребителям составит 2,6 млн т, что соответствует уровню прошлого года”.
В этом году провал внутренней реализации наблюдался как раз по тем видам проката, которые применяются для изготовления металлоконструкций.
В то же время в 2014 г. компания ожидает прироста внутреннего потребления проката промпредприятиями до 6,6 млн т, розничными покупателями — до 2,8 млн т.
Конкурентоспособность
К слову, отечественные производители металлоконструкций становятся все менее конкурентоспособными. Игроки рынка с прискорбием отмечают, что не в состоянии победить в тендерах, проводимых украинскими заказчиками, безуспешно соревнуясь с зарубежными компаниями.
“В Украине нет взаимосвязи металлопроизводителей и металлопереработчиков. Поэтому в тендерах по металлоемким проектам, которых в стране все меньше, нас побеждают производители из Испании, Хорватии, Турции. Их конструкции в среднем на EUR100 за 1 т дешевле украинских аналогов. Чтобы конкурировать с ними на равных, нам нужен более дешевый металл”, — считает руководитель одного из заводов металлоконструкций, пожелавший остаться неназванным.
Резкого снижения цен в рамках кооперации металлурги не обещают, однако заверяют, что будут продвигать металлоконструкции на рынке, обеспечивая победу в тендерах. “В том числе и за счет предоставления потребителям более “длинных” ценовых предложений на металлопрокат”, — говорит Дмитрий Николаенко, директор по продажам “Метинвест Холдинга” (г.Донецк; управление горно-металлургическими активами компании “СКМ”; с 2006 г.; около 100 тыс.чел.).
При этом и сами “металлоконструкторы” понимают, что развитие отрасли зависит не только от решения вопроса цены на сталь. “Преимущества нужно показывать не в цене, а в подходах, методах, организации и технологии производства, оптимизируя расходы и затратную часть производства”, — отмечает Дмитрий Баринов, генеральный директор компании “СтрСстт” (г.Днепропетровск; строительно-монтажные работы металлических и железобетонных зданий; с 2003 г.; данные о количестве сотрудников не предоставлены).
Впрочем, украинские “металлоконструкторы” проигрывают иностранным конкурентам не только в цене. Дело в том, что украинские проектировщики руководствуются устаревшими стандартами и техническими условиями при проектировании стальных конструкций (см. на www.business.ua БИЗНЕС №42 от 21.10.13 г., стр.64, 65).
“Это привело к непониманию проектировщиками возможностей стали в строительстве. Стереотип, что сталь лишь для промышленного строительства, надо разрушать”, — уверяет Дмитрий Баринов. “Сейчас доля применения стали в украинском строительстве — около 20%, остальное — доля бетона, — уточняет Андрей Озейчук, бизнес-директор ООО “Руукки Украина” (г.Киев; поставка, производство и реализация комплексных строительных и фасадных систем; с 1997 г.; данные о количестве сотрудников не предоставлены). — В мировой же практике экономически более целесообразным считается применение решений на основе стали”.
Интеграция
Ряд экспертов полагают, что металлурги не ограничатся межотраслевой кооперацией с независимыми металлопереработчиками, а начнут либо поглощать их, либо инвестировать в собственные металлоконструкторские мощности. С 2012 г. на базе складских площадей сервисных центров “Метинвеста” освоен выпуск профилированного оцинкованного листа (профнастила).
Не исключено, что следующим шагом компании может стать освоение производства металлоконструкций, сандвич-панелей и быстровозводимых зданий. Что вполне соответствует тенденции переквалификации сервисных металлобаз в мини-заводы, о чем БИЗНЕС уже писал (см. на www.business.ua №18-19 от 13.05.13 г., стр.61-63).
Примечательно, что ранее холдинг развивал сырьевое направление — наращивал угольные (покупка американской “United Coal Company”), ломозаготовительные (создание “Метинвест-Ресурса”; см. на www.business.ua БИЗНЕС №15 от 09.04.12 г., стр.66-68) и железорудные активы. В нынешних условиях компания сфокусировалась на производстве продукции с высокой добавленной стоимостью и освоении нишевых продуктов.
Аналитики отмечают, что ориентация на производство специальных сталей и других нишевых продуктов позволяет, к примеру, транснациональной компании Voestalpine работать на полную мощность и получать прибыль до налогообложения в размере EUR1,3-1,5 млрд в год.
Источник
Украина, 49006.
Тел/Факс:
e-mail: