Каркас, еще каркас!..

Украинский специализированный деловой журнал «БудМастер»  №3 (329) март 2012г.

КАРКАС, ЕЩЕ КАРКАС!..

Вацлав КОПЕРИН

Рынок каркасного строительства в минувшем году неожиданно заметно прибавил в «весе». Причины, как считают операторы, вполне закономерны: подготовка к Евро-2012, некоторое посткризисное оживление… Но, наверное, один из самых весомых факторов – усиление восприятия заказчиками каркасного строительства как некоей альтернативы традиционным решениям, причем альтернативы весьма выгодной с экономической точки зрения.

Ситуация на рынке

В докризисный период рынок металлокаркасных зданий медленно, но неуклонно рос. Так, в 2006 г. объемы поставок достигли почти 1 млн кв. м, в 2007 г. – 1,5-1,7 млн кв. м; в 2008 г. – 2 млн кв. м. В 2009 г. рынок сократился на 60% – приблизительно 800 тыс. кв. м. Однако уже в 2010 году отметился некоторый «ренессанс» – объемы строительства БМЗ увеличились на 25-30%, составив ориентировочно 1-1,5 млн кв. м. В 2011 г. рост продолжился и, по мнению Александра Мартынюка, директора компании «ПЕМ Украина», вплотную приблизился к докризисной отметке – 2 млн кв. м. Причем в этот объем А. Мартынюк не включает спортивные сооружения, строившиеся к ЧЕ-2012. Однако для эйфории оснований, похоже, нет. «Одна из наиболее весомых причин прошлогоднего роста – удовлетворение отложенного спроса предыдущих лет», – полагает А. Мартынюк.

Более пессимистичную оценку прошлогоднего состояния рынка дает Роман Козий, генеральный директор ИСК «Каркас»: «На мою думку, минулий рік був подібний до 2010-го. Можливо, в 2011 році об’єм ринку був навіть меншим, але ще важко сказати, наскільки. Наприклад, у нашій компанії обороти в ці роки були приблизно однакові. Але зараз деякі замовники вже підштовхують: давай-давай, швиденько-швиденько… Йдеться про такі об’єкти, як склади, сільськогосподарські споруди – виробничі та складські приміщення, а також декілька громадських будівель, в першу чергу, культові споруди на 1,5-2 тисячі парафіян».


Кто-кто на рынке живет?

В настоящее время на рынке быстромонтируемых зданий работает приблизительно 4-5 десятков компаний: производители и поставщики металлических конструкций для каркасов, строительно-монтажные предприятия, а также проектные организации, специализирующиеся на проектных работах именно БМЗ. Есть, правда, и фирмы, объединяющие ряд функций, например, проектные и монтажные работы.

В первом приближении дифференциация по специализации на украинском рынке выглядит так:

* производители полнокомплектных зданий из металлоконструкций – «БФ Завод» (г. Борисполь Киевской области), «Корпорация «Промстан» (Николаев), «Мастер-Профи» (Днепропетровск), «Металлист-СМК» (Харьков), «Центросталь-Домсталь» (входит в ЧАО «Укрстальконструкция», Киев) и др.;

* производители металлопроката для БМЗ – Днепропетровский завод металлоконструкций им. И. В. Бабушкина (в составе ЧАО «Укрстальконструкция»), Житомирский завод металлических конструкций, Староконстантиновский завод «Металлист», Центр каркасного строительства и др.;

* компании-импортеры – «Азби» (Lindab, Швеция), «Каркас» (Lindab, Швеция), «Ллентаб» (Llentab, Швеция), «ПЕМ Украина» (Zeman Group, Австрия), «Руукки Украина» (Ruukki, Финляндия), «Фризомат» (Frisomat, Бельгия), IBT (Zamil Steel, Саудовская Аравия), Time is Money (Borga Hale, Швеция);

* генподрядные и проектные фирмы, специализирующиеся на монтаже и проектировании металлокаркасных БМЗ, – «СК Стройсистема» (Днепропетровск), «Лайт Хаус» (Черкассы), «Современные Технологии Строительства», «Максимус», ВИСА «Центрбуд», «МСБУД», «Метал Профиль Хауз» (Киев) и др.

Для полноты картины стоит упомянуть группу предприятий, поставляющих на рынок ограждающие конструкции, в первую очередь, сандвичпанели: «Алюмбуд» (Харьков), «Арсенал-Центр» (Киев), «Кингспан Украина» (Киев), «ЛугПромХолод» (Луганск), «Модуль» (Каменец-Подольский), «Пантек-производство» (Киев), «Руукки Украина», «ТПК», «Термобуд-Плюс» (Тернополь) и др.

Тенденцией последних лет следует считать формирование на рынке БМЗ самостоятельного сегмента – легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК). Сегмент развивается весьма оперативно и в ряде случаев составляет заметную конкуренцию более «традиционным» горячекатаным конструкциям.
По словам Игоря Слисаренко, директора проектной организации «Метал Профиль Хауз», в настоящее время в Украине работает 18 заводов, выпускающих ЛСТК. «В среднем их загрузка составляет процентов 10. Конечно, у кого-то может быть и больше, возможно, доходит и до 30%, а кто-то и вообще простаивает», – полагает И. Слисаренко.

Категорически не согласен с таким утверждением генеральный директор компании «Лайт Хаус – Украина» Владимир Гончаров: «Производителей именно ЛСТК, из которых можно возводить полноценные здания, сооружения, выполнять надстройки, немного. Для того чтобы рынок развивался, – и это подтверждает российский опыт, – в каждом регионе должен быть изготовитель легких конструкций. Нас, изготовителей ЛСТК, настолько мало, что мы даже не конкурируем, не пересекаемся на тендерах. Не все производители холодногнутого профиля – а их действительно несколько десятков – в состоянии произвести ЛСТК с основанием шириной 150-200 мм. Оборудование не позволяет. Изготовителей же профиля, который следует применять в ЛСТК, мало, полагаю, не более 5-7».

В то же время Александр Исламов, генеральный директор российской компании «Аркада-Инжиниринг», уверен, что «…потенциальный объем украинского рынка ЛСТК таков, что возможно бесконфликтное существование 30-40 предприятий по производству этих конструкций. И мешать друг другу они не будут».

Роман КОЗІЙ,

генеральний директор ІБК «Каркас»:

– Появу нових операторів ринку спрогнозувати важко. Вони можуть з’явитись у будь-який момент. Це можуть бути фірми, які ніколи не були пов’язані з нашим бізнесом, та й узагалі з будівництвом.

Але нині ринок не розвивається, він перебуває в стагнації (якщо не падіння), тож поява нового оператора більш ніж сумнівна.

Ще два роки тому імпорт становив не більше ніж 10% об’єму ринку. За останні два роки імпорт впав майже до нуля. Що буде цього року, сказати важко. Але слід зважати на те, що вартість європейської продукції відрізняється від вартості української відсотків на 40. А ціна нині дуже вагомий фактор.

Стосовно імпорту з Китаю. У Китаї я був на заводі, де випускають металоконструкції для будівництва. Мушу зазначити, що якісні споруди, зроблені в Китаї, коштують стільки ж, як і ті, що виготовлені в Україні, навіть трохи дорожче. Якщо споруда зроблена невідомо з чого, вона буде дешева, але є певний ризик для того, хто її використовує. Бачив я такі споруди. Сказати, чи довго вони простоять, неможливо. Якісну продукцію везти з Китаю немає сенсу.

ЛСТК-движение

Рынок ЛСТК развивается довольно стремительно. Например, Вадим Арсенин, коммерческий директор компании «Арсенал СТ» (Смоленск, Россия), уверен, что в России в минувшем году произошло резкое (почти двукратное) увеличение спроса на ЛСТК. В том числе, по его словам, поступили несколько заказов из Украины. В подавляющем большинстве заказчики – частники, которые намерены строить офисы, пансионаты, мини-гостиницы.

«Легкие стальные тонкостенные конструкции на сегодняшний день – самый потенциальный сегмент строительного рынка. Легкость, скорость монтажа и строительства в целом позволяют убедить инвесторов в верности выбора данной технологии. Надстройки, мансарды, гостиницы, коттеджи – наиболее распространенные объекты. В Крыму, например, за последние полгода нами запроектировано и реализовано 12 проектов, – говорит Дмитрий Баринов, директор компании «СК Стройсистема». – Пока ЛСТК занимают малый сегмент, и конкуренцию могут составить в зданиях площадью до 3000 кв. м с пролетом до 12-14 м. Для строительства больших сооружений используют прокатные и сварные профили».

Основу нынешнего ЛСТК-сегмента составляют профили, изготовленные из оцинкованной стали толщиной не более 2 мм. «Сейчас в Украине 90% используемых ЛСТК выполнено из профиля толщиной от 0,7 мм до 1,5 мм, и лишь 10% имеют толщину более 2 мм», – уверен Д. Баринов. Однако, как показывает европейский опыт, в ближайшие годы неизбежна практика применения ЛСТК толщиной и 3 мм, и 4 мм, и 6 мм. Так, в настоящее время компания Llentab уже начала прокатывать оцинкованные профили толщиной 8 мм.

Пока же в промышленном, коммерческом и спортивном строительстве отмечается тенденция к комбинированному использованию горячекатаных конструкций и холодногнутых, отчетливо проявившаяся уже года два – три назад. Основная причина, конечно же, – стоимость. По расчетам, проведенным подрядной компанией «СК Стройсистема», экономический эффект довольно значителен. Так, директор этой компании Дмитрий Баринов приводит пример из практики компании – участие в тендере на строительство в Днепропетровске комплекса из автомойки и кафе общей площадью почти 2,5 тыс. кв. м. Его проектная стоимость в случае выполнения из комбинированного каркаса (первый этаж и перекрытие – из горячекатаных прокатных профилей, перекрытие монолитное по несъёмной опалубке, профнастил, второй этаж и конструкции покрытия – из оцинкованных холоднокатаных профилей), оказалась ниже на 15-18% по сравнению с решениями из горячекатаных профилей. Снижение металлоемкости составило 30%. Конечно же, такое сооружение можно было бы выполнить и полностью из ЛСТК, еще больше уменьшив металлоемкость, но за счёт более высокой стоимости профилей каркас выходит дороже.

Другой пример, который приводит Д. Баринов, – строительство торгового центра площадью 1200 кв. м. Стоимость строительства железобетонного каркаса составила 2150 грн/кв.м, каркаса из горячекатаных профилей – 1960 грн/кв.м, а комбинированного каркаса – 1870 грн/кв.м.

В некоторой степени корреспондируется с позицией коллеги и мнение Романа Козия: «Певну кількість холодногнутих конструкцій використовуємо, якщо це дає економічний ефект замовникові. Але повністю споруду з ЛСТК не робимо. Чому? Мабуть, тому, що в Україні до недавнього часу не було виробників якісних холодногнутих профілів достатньої міцності та довжини, які б можна було застосовувати для будівництва великих споруд. Ми проектуємо та виготовляємо кожну споруду індивідуально. Це потрібно для того, щоб зменшити її металоємкість та, відповідно, зекономити кошти замовника. У разі необхідності вдаємось до комбінованих рішень, тобто виконуємо з гарячекатаних та холодногнутих конструкцій. Швидкість будівництва була вагомим чинником у докризовий період, нині більше уваги приділяють економії».

Владимир ГОНЧАРОВ,

генеральный директор
компании «Лайт Хаус–Украина»:

– К сожалению, украинский заказчик все еще не знает и не понимает преимуществ строительства из легких стальных тонкостенных конструкций – скорость строительства, более низкая стоимость, а в ряде случаев и более высокая надежность зданий и сооружений. Причем это же можно сказать и о многих архитекторах и проектировщиках, независимо от того в какой структуре они работают – частная архитектурная мастерская или крупный проектный институт. Хотя есть и еще одна причина – у них нет нормативной базы, позволяющей им проектировать с ЛСТК.

Более активное развитие рынка ЛСТК сдерживает и небольшое количество производителей этих конструкций. Если бы их было больше, то процесс внедрения идеологии строительства пошел бы интенсивней.

В ближайшее время ЛСТК следует продвигать не как самостоятельную технологию, а в сочетании с какой-то другой, например, из легких металлических сварных конструкций или железобетонных конструкций, с легкими бетонами. Тогда это даст ощутимый эффект. Если крышу массой, например, 40 тонн, можно заменить 20-тонной из ЛСТК, то это существенно скажется на стоимости фундамента, несущих стеновых конструкций. А это уже весомый, убедительный аргумент для заказчика.

Потребитель: смена ориентиров?

Нынешние БМЗ по площади существенно меньше объектов, строившихся лет 5-6 назад. «Хотя количество объектов осталось приблизительно прежним, они стали заметно меньше. «Двадцатитысячников» очень мало. Основной спрос – от 1,5 тыс. кв. м до 5 тысяч. Есть и более мелкие объекты – до тысячи «квадратов», – утверждает Александр Мартынюк. Роман Козий несколько иначе оценивает ситуацию: «Якщо рік тому була тенденція до зведення переважно невеликих об’єктів, то зараз почали з’являтися й великі. Звичайно, їх небагато, проте більше, ніж торік. Основні ж об’єкти – будівлі площею 3-4 тисячі кв. м, призначені для торгововиробничої діяльності».

Похоже, что в настоящее время «центр притяжения» каркасного строительства уверенно дрейфует в сторону малого коммерческого строительства – мини-гостиницы, офисные здания, различные надстройки, в том числе и мансардные, и пр. «Основным заказчиком БМЗ уже несколько лет является мелкий и средний бизнес, которому здание необходимо для поддержания или расширения своей деятельности именно сейчас. Как правило, это небольшие торговые или складские объекты площадью до 5000 кв. м, строительство которых инвестор может осуществить без привлечения кредитных средств», – полагают в компании «Каркас». Но особенно перспективным направлением считает Ренат Сейфуль-Мулюков, региональный представитель компании Bradbury, сельскохозяйственный рынок: «Например, в России сейчас по каркасной технологии активно строят мини-фермы, элеваторы, типовые здания для разделки баранины. Украина на сегодняшний день является одним из крупнейших производителей зерна. В 2011 г. Украина собрала около 57 млн т зерновых. В пятилетнем плане целью поставлено увеличение этой цифры до 80 млн т. По имеющимся у нас сведениям, мощности и емкости для хранения достаточно для 31 млн т. Этот сегмент и является невспаханным полем. Все производители силосов, а они в Украине уже есть, говорят о резком на растании рынка, и делают ударение на том, что уже не справляются с заказами».

Схожую картину вырисовывает и Роман Козий: «Євеликі замовлення в сільськогосподарському бізнесі – споруди площею і 10 тисяч, і 15 тис. кв. м. Але, головним чином, не більше 3-5 тис. кв. м».

В то же время отмечается и прямо противоположная тенденция – перемещение в бюджетную сферу. Так, по словам Дмитрия Баринова, компания «СК Стройсистема» уже строит два дошкольных учреждения – детские сады и ясли, один в проектной разработке и один – на согласовании в Укринвестэкспертизе.

Александр МАРТЫНЮК,

директор компании «ПЕМ Украина»:

– В 2011г. на рынке было очень свободно, многие операторы занимались строительством спортивных сооружений, объектов инфраструктуры к чемпионату. В этом году строительства дорог, аэропортов и стадионов уже не будет, поэтому они все вернутся, и конкуренция станет выше. Я полагаю, что многим придется потуже затянуть пояса, особенно во втором полугодии.

Интенсивное развитие рынка зданий из металлических конструкций во многом сдерживает отсутствие соответствующих строительных норм. В принятом в сентябре прошлого года ДБН, к сожалению, отсутствуют положения, методики расчетов конструкций из ЛСТК, балок переменного сечения, гофрированных и прочих. Теперь мы ждем либо утверждения второй части этого ДБН, либо вступления в силу европейских норм. В ЕН все есть, в Европе уже прошли три или четыре этапа модерни зации этих норм. Конечно, там тоже дошли до этого не сразу, это все – результат накопления опыта, все происходило поэтапно. Рекомендации ЕН, касающиеся ЛСТК, на данный момент наиболее приемлемы и лучше тех, которые разрабатывались в России для расчетов ЛСТК. ЕН – это тот документ, который целиком можно принять для использования в Украине.

Проблемы и решения

Как и в других сегментах строительного рынка, на рынке металлокаркасных БМЗ проблем хватает. Помимо извечных – отсутствие финансово состоятельных заказчиков («У всіх замовників проблема з фінансами: вони ведуть перемови з банками, думають про власні кошти», – уверен Р. Козий), по-прежнему довольно много экивоков в сторону архитекторов и проектантов. «Рынок БМЗ недооценен архитекторами изза якобы проблем, связанных с пластикой фасадов и архитектурными формами. Работая с архитекторами нашего города, нам удается переубедить их. В результате инвестор получает качественный продукт, а архитектор – желаемые формы и внешний вид объекта», – утверждает Дмитрий Баринов.

Проектантов, работающих с БМЗ, упрекают и в низкой квалификации, из-за чего металлоемкость зданий недопустимо высока: при неофициальном стандарте 50 кг/кв.м зачастую проектные решения дают 70-80 кг/кв.м. Даже появилась горькая шутка: «Мы не считаем инвестиции заказчика».

Другой стороной медали следует считать появление на рынке предложений проектных компаний, не имеющих опыта работы по проектированию современных металлокаркасных сооружений. Как объясняют операторы, есть проектировщики, которые искренне уверены, что, вооруженные современным программным обеспечением (которого, кстати, на рынке даже избыток), они способны творить почти чудеса. Полученные результаты удачно проиллюстрировал Дмитрий Баринов: «К нам обратились три заказчика с просьбой сделать аудит и выдать решение для устранения проблем, вызванных некачественным проектированием. Разработчики проекта не задумывались о том, как будет выполняться узел сопряжения каркаса с оконным и балконным блоками. В итоге получили расшатывание конструкций, обмерзание, обледенение, образование грибка. Зыбкость конструкций влияет на комфорт нахождения в данном здании, постоянные осадки и усадки конструкций приводят к растрескиванию отделочных материалов как внутри, так и на фасаде».

Зачастую, участвуя в тендере, игроки рынка заведомо демпингуют, а потом во время строительства выясняется, что вместо заявленной толщины 2 мм применяют 1,5 мм, вместо заявленного сертификата качества металла используют оцинкованный металл II, а то и III класса покрытия, что заведомо сокращает срок службы конструкций. И подобные случаи далеко не единичные.

Много претензий у операторов рынка и к норматив ной базе. Принятый в прошлом году ДБН не соответ ствует нынешним реалиям, в нем не учтены возможно сти, которые предоставляют современные конструкции. «Мы неизбежно придем к принятию еврокодов. Это произойдет если не в текущем году, то наверняка в следующем. Однако процесс их внедрения, учитывая переобучение и переходные этапы, затянется года на два. Но в конечном итоге это даст толчок строительству из металла, возможно, даже будет упрощение в ущерб бетону в нормативном законодательстве. В Европе законодательство более лояльно к металлу», – говорит А. Мартынюк.

Традиционно операторы рынка предъявляют претензии и пожарным, упрекая их в излишней строгости. Так, Роман Козий высказывается на этот счет следующим образом: «Розвиток ринку металевих конструкцій стримують протипожежні норми, які в Україні досить жорсткі порівняно, наприклад, з європейськими. А це призводить до здорожчання будівництва, тому що потрібно обробляти колони, балки та інше спеціальними вогнетривкими розчинами, котрі досить дорогі. Тобто замовник може виграти на швидкості, але програти на економії».

Дмитрий БАРИНОВ,

директор компании «СК Стройсистема»:

– Недостатки быстромонтируемых зданий являются логическим продолжением их достоинств. Они рассчитаны на то, чтобы быстро построить и дать прибыль, а не на то, чтобы простоять века и радовать изяществом своих форм наших детей и внуков. Любой, даже самый оригинально спроектированный гипермаркет – всё равно большой сарай с рекламой, в котором продают товар, но которым не любуются и не созерцают. В БМЗ хорошо работать, продавать, покупать, хранить, но жить в нём захотят, наверное, пока единицы. Поэтому главная задача – убедить в обратном архитекторов и поломать стереотип потребителя.

Мы как проектная и строительная компания выбираем лучшие и качественные профили, что дает возможность предоставлять заказ чику качественный конечный продукт. У одних изготовителей – качественное сырье, геометрия и эффективное сечение профилей, другие не имеют равных в производстве, например, омега-профилей различного сечения и профилей нестандартных размеров, у третьих очень удачные кровельные Z-прогоны и профили с толщинами 2-2,5 мм.

Прогноз

Особой эйфории, говоря о 2012 годе, операторы рынка, похоже, не испытывают. Оценки преимущественно осторожные и сдержанные. Например, Александр Мартынюк говорит: «Конечно, 2010-2011 годы дали кое-какой рост. В 2011-м началась реализация проектов, которые в 2010 г. еще только рассматривались. В нынешнем году ситуация стала хуже, поэтому перспектива на 2012 г. нерадужная, и я думаю, что мы не дадим роста объема рынка, разве что пару процентов максимум по сравнению с 2011 г.». Но в то же время Роман Козий высказывает несколько больше оптимизма: «Що стосується перспектив на 2012 рік, то заявок на будівництво багато, але у замовників є певні проблеми з фінансами».

Столь осмотрительные высказывания, надо полагать, следует понимать так: в сегменте крупноформатных объектов (от 10-15 тыс. кв. м) продолжится стагнация. Средний сегмент (до 3-5 тыс. кв. м) в текущем году, скорее всего, развиваться будет, в первую очередь, за счет сельскохозяйственных объектов. «Будують переважно склади та сільськогосподарські споруди», – утверждает Р. Козий.

Что же касается «материальной части», то подавляющее большинство экспертов прогнозируют большое будущее холодногнутым ЛСТК. По словам Вадима Арсенина, стремительный рост российского рынка ЛСТК продолжится и в нынешнем году, и в будущем, так как заказчики стали гораздо лучше понимать преимущества данной технологии. Проецируя на украинскую действительность, можно более-менее уверенно предполагать, что и у нас в стране этот сегмент будет бурно развиваться.

Больше каркасов хороших и разных!

Приблизительно под таким лозунгом прошел «круглый стол» на тему «Популяризация стального строительства – подтвердите свое участие». Надо отметить, что время и место для его проведения было выбрано довольно удачно: в этом же выставочном центре и в это же время проходила выставка «KyivBuild 2012».

В нынешнем году «круглый стол» собрал в подавляющем большинстве тех, кто непосредственно связан с металлическими конструкциями – производители и проектировщики, поставщики полнокомплектных зданий, изготовители ЛСТК и поставщики оборудования для их производства, а также представители заказчика и производители сандвич-панелей.

Обсуждение вышло весьма оживленным. Так, открывший работу «круглого стола» Тони Грин (Tony Green), управляющий директор компании Bradbury (производитель оборудования), отметил, что рынок СНГ и, в частности, Украины развивается достаточно динамично. Этот факт свидетельствует, по его мнению, о растущем понимании преимуществ легких металлических конструкций (ЛМК).

Генеральный директор российской компании «Аркада-Инжиниринг» Александр Исламов рассказал о российской практике использования ЛСТК, даже дал косвенную оценку украинскому рынку: «Потенциальный объем украинского рынка ЛСТК таков, что возможно бесконфликтное существование 30-40 предприятий по производству этих конструкций. И мешать друг другу они не будут». А затем передал эстафету коммерческому директору партнерской компании «Арсенал СТ» Вадиму Арсенину, который поделился опытом. Например, россияне используют для производства ЛСТК металл со слоем цинка 350 г/кв.м, что означает 25 мкм на каждой стороне. Скорость испарения цинка – 0,5 мкм в год. Таким способом достигается долговечность профиля до 50 лет. Как отметили присутствующие: «…прекрасный маркетинговый ход». Также В. Арсенин отметил резкое (почти двукратное) увеличение спроса на ЛСТК. В том числе поступающие заказы из Украины. Заказчики – частники, которые намерены строить офисы, пансионаты, мини-гостиницы.

Довольно подробный анализ состояния рынка Украины сделал директор днепропетровской компании «СК Стройсистема» Дмитрий Баринов. Но особое внимание он уделил экономическим преимуществам металлокаркасного строительства, включая и использование ЛСТК. И надо отметить преимущества действительно существенные – не ниже 15-18 % при различных конструктивных условиях, не считая выгоды от облегченных фундаментов. Однако Д.Баринов отметил и весьма существенный нюанс: оказывается, бурное развитие металлокаркасного строительства сдерживают, в том числе, и проектировщики, которые не умеют проектировать с использованием современных конструкций.

Данный тезис косвенно подтвердил Игорь Слисаренко, директор проектной фирмы «Метал Профиль Хауз» (Киев). По его словам, львиная доля заказчиков у него – из России, Беларуси, стран Прибалтики. Украинские заказчики не торопятся строить из металла.

В целом же настой у участников «круглого стола» был скорее позитивный, так как собравшиеся отмечали не только наличие проблем, но и положительную динамику в их решении.